Шаровка. Или как раньше уделяли внимание дворцово-парковому строительству.
Если первая поездка в Шаровку была спонтанной, то эта уже подверглась более серьёзным исследованиям и изучению материалов. Тем более, что и компании давно обещал и сам хотел посмотреть на осеннюю красу этих мест.
Дело осталось за малым — собраться и поехать.
Мои рассказки — только лишь мои впечатления. Но так хочется мифов.
Ну вот хотя бы один из них.
"Мы с тобой пройдем на шару по всему земному шару.» Ничего не напоминает? По легенде полковой есаул Ахтырского полка Матвея Осипович Шарай в 1770 году приобрел за 4 (четыре!) рубля ниву на стороне р.Мерчик. Не забываем, 1770 год!
О дальнейшей истории этого места интернет умалчивает, и вспоминает только о том, что парк принадлежал помещикам Ольховским и в конце 19 века был проигран в карты сахарозаводчику Леопольду Кенигу. Во как! Не верьте интернету! Доверяй, но проверяй. Ольховский проиграл в карты братьям Геберштейнам.
Что же хочется посмотреть в этот раз?
Камень любви. Хотите легенду? Их есть у меня. Разъяренный граф отделил голову неверной жены на этом камне. Та шучу. Граф застукал свою жену-изменницу далеко за пределами своего "графства" на этом камне. Раскошелился и привез его в свое имение-замок. Вот жена удивилась такому промаху. А вот еще одна, похожая на предыдущую. Жена Кёнига была редкой красавицей. Влюбилась баба страстно в русского офицера. Однажды, прогуливаясь в сумерках по парку, граф застал свою любимую жену в объятьях офицера (что делал офицер в такой глуши?) на этом самом камне… Это был удар! Но, мудрый сахарозаводчик простил неверную, полагая, что настоящая любовь подразумевает и прощение.
Еще одну нашел. Л.Е. Кениг привез этот камень из Крыма на волах и установил на том месте, где впервые признался в любви своей жене.
Особый привет из прошлого Зайненко Ване и Ченину П.М., а также всем остальным, кто решил увековечить свои имена и оставил надписи. Неужели "здесь был Вася" является обязательным процессом?
Граф был большая сволочь-эксплуататор. Он в 1903 г. заставил более 1200 крестьян переселиться в Уфимскую губернию. Там они не прижились и почти все спустя несколько лет вернулись обратно, но на месте сожжённой Шаровки уже был лес, который помещик присоединил к своей усадьбе. Пришлось крестьянам построить новое село с тем же названием на противоположном берегу Мерчика.
Любовь, любовь. Кто в доме хозяин? Все прочь!
Чтобы убедиться, что это мифы для туристов, милости прошу читать про Леопольда Егоровича Кенига
Домик лесника, вторая половина XIX в.
Одноэтажный, деревянный, рубленный «в лапу» из нетолстых сосновых бревен. Покрыт высокой щипцовой крышей с большим выносом, крытой железом. Стены внутри оштукатурены, потолок подшит досками. В мансарду ведет наружная лестница со стороны торца здания. Здесь стены и потолок подшиты досками. К дому примыкают ворота с кирпичными пилонами, покрытыми четырехскатной крышей на деревянных консолях. Ворота фланкированы калитками. Все эти умные слова я стырнетил.
За воротами домика стоит полутрезвый "лесник", который за двадцатку предоставляет услугу по посещению домика.
И он рассказывает, что таких домиков в Украине осталось только два (еще один где-то в Мелитополе, правда где Мелитополь находится он скорей всего не знает). Ну и обязательная сказка, что домик собран бз единого гвоздя. Единственное, что, наверное, правда, домик был не для лесника, а для егеря, который следил за фазанником, который располагался в нескольких десятков метров от него.
Обогревались фазанники вот такой котельной.
Голубой пруд.
На верхний пруд не пошли. Почему-то настроение было не "прудное". И смотреть наверное там нечего. Ну пруд. Ну и ладно.
А еще замок называют сахарным. Это понятно. Но есть и "сахарная" горка. Однажды летом жене сахарозаводчика захотелось покататься на санях. Любящий муж удовлетворил это желание. По его приказу горки и холмы засыпали сахаром и летом устроили катание на санях.
Парадный въезд оформлен в псевдоготическом стиле с крепостными зубцами и ложными башенками. Я не сильно отличу готику от псевдоготики. Сказали псевдоготика — пусть будет псевдоготика.
Интересны и хозяйственные постройки.
Дом Управляющего
Каретный двор.
Даже здесь не прошло без накладок. Спрашиваю у местного жителя: "Где электростанция?» "А тут не має, та і не було.»??? А это что? . А это не просто выдумка, а информация с официального щита на входе с планом и надписями. Хотя… Ну да. Ходят тут всякие, жить мешают. Оно мужику надо было?
Конечно, сейчас прошелся уже по тылам, и уже смотрел на все другими глазами — не так восторженно. Но тем не менее пока впечатление положительное.
Дворец. Вид с сахарной горки.
Почему-то в прошлый раз я обозвал это домиком управляющего. А это всего-лишь домик садовника, рядом оранжерея.
Серость погоды отнюдь не меняет "сахарности" замка. Расстраивает только обшарпанность стен террас. Как сказал один из местных жителей — цемент при реставрационных работах предлагали по всем дворам.
Не менее загадочна беседка. Ее украшали какие-то сказочные барельефы и скульптуры.
Вот одно из существ.
Кирпичные террасы построены террасы из такого клейменного кирпича. К сожалению, беглый поиск по интернету не дал никаких сведений о кирпичном заводе.
Одна из башен замка-дворца.
Отъезд. Это маленький рассказ, как работает мафия автоперевозчиков. Не, все нормально, никто с нас больше не взял. Но, народ который ехал до Харькова, мог преспокойно, трижды поменять автобус. "Стюардесса", подвыпивший мужик лет под 55–60, руководил все время процессом посадки-высадки. "Билет есть? Нету? Едешь стоя.» "Есть шесть мест в другом автобусе. Кто хочет доехать до Харькова без остановок может перейти туда. Билет действителен.
Но в конкретных случаях, наверное нужно уточнять, что артиллерия имеет место быть на линкоре, а девки и шампанское на яхте.
Мансарду можно назвать чердаком, так же как и некоторые виды чердаков можно назвать мансардами. Но если мы даем описание не сеновала, а описание домов на набережной Сены, то слово мансарда обозначает именно жилое чердачное помещение с характерным изломом скатов крыши, а не свободное помещение со слуховым окном